Заслуженный художник России Борис Павлович Николаев один из выдающихся
живописцев Санкт-Петербурга. Его творчество значительно и многогранно,
а произведения всегда узнаваемы. Их отличают те индивидуальные и
профессиональные качества, которые ставят Николаева в ряд ведущих
мастеров нашего искусства. Его картины основаны на философском, и в то
же время, поэтическом замысле. За долгие годы его выставочной
деятельности в Петербурге и за рубежом, он хорошо знаком зрителям и
коллекционерам. Николаев в своей творческой биографии пишет: "Картина в
большом смысле - это как бы целый мир. Должно казаться, что она вмещает
в себя все, и в то же время, она цельная, легко читаемая и не
перегруженная. Внутри себя она организована как симфония, все
взаимосвязано и цельно", Как мы знаем, симфония - высшая форма
инструментальной музыки, воплощение значительных идей и замыслов в
звуках, это определение применимо к живописи Николаева. Творчество
мастера складывалось непросто, из сложных житейских коллизий, и в
конечном итоге соединилось с его мечтой, воплощенной в произведениях
художника. Его особенный почерк определяется по умению наделять свои
произведения живым воображением и впечатлением от увиденной окружающей
жизни с ее многообразием форм, богатством настроений и чувств. Решение
стать художником пришло в годы войны, когда, в 1943-м году, после
страшных лет в блокадном Ленинграде и эвакуации, был призван в
действующую армию. "На фронте, вспоминает художник, - когда я шел по
вязкой грязи по щиколотку, а то и по колено, продрогший, промерзший,
промокший днями и ночами, отмеряя бесконечные километры, бесконечные
месяцы и годы, или сидел в окопах под обстрелами и бомбежками, - вот
тогда в мечтах всплывали прекрасные, очаровательные и романтические
образы мирной жизни - жемчужные сумерки, золото огней, отраженные в
мокром асфальте, лица таинственных незнакомок, идущих навстречу. Или
луга, травы, букеты сирени в голубом обмороке и легкий ветерок, который
колышет занавески на окнах. И я живой, полный сил, и снаряды не рвутся
над головой. И я свободен, могу жить полной жизнью, могу учиться. Вот
тогда родился во мне художник".
Безусловно, война стала одной из приоритетных тем и вынашивалась
художником долгие годы. Отечественная война показана Николаевым в
масштабной работе "Дороги войны", 1956-2009. Мы знаем множество
прекрасных произведений, посвященных этому времени. Картину Николаева
отличает ощущение подлинности, в ней нет ничего формального. Композиция
построена с ощущением сопричастности, зритель, как бы, находится в гуще
событий. Неслучайно, на Юбилейной выставке Союза художников в ЦВЗ
"Манеж", в 2008 году, произведение привлекло пристальное внимание людей
разных поколений. В картине нет героического действия, в ней
повседневные солдатские будни. Но, тем не менее, очень образно показана
неукротимая сила - солдаты и техника, рвущиеся вперед по израненной
земле среди распутицы и грязи. Ценность этой картины в ее глубокой
мысли о каждодневном и великом подвиге обычных людей защищающих свою
Родину. Работу над картиной он сделал делом всей своей жизни. Первый
эскиз написал, еще учась на третьем курсе института имени И.Е.Репина,
куда поступил после окончания Ленинградского художественного училища.
Уже, в те годы, эскиз произвел на всех большое впечатление своей
жизненной правдоподобностью. Подбирая материал, для произведения
"Дороги войны", - художник писал и рисовал все, что мог найти, но в
конечном итоге, ни один этюд не стал основой картины, которая была
создана, главным образом, по его военным воспоминаниям, от этого работа
получилась зримой и реальной. Цельность больших цветовых отношений, при
сдержанном колорите, подчеркивает выразительность произведения, вызывая
эмоциональную напряженность, заставляя вжиться в образы. Картина дорога
художнику, потому что это его дороги войны, когда он выходил из
окружения, на ходу засыпая от усталости, и когда шел по этим дорогам
вперед к Победе.
Несмотря на важность военной темы, Николаева всегда манил родной город,
его улицы, проспекты, парки, люди. В его воспоминаниях, особенно в
трудные годы войны, вдали от дома, всегда жил его родной Ленинград и
мечта о нем. В годы учебы и позже, став маститым художником, прекрасно
владея рисунком, заносил на бумагу все, что видел, что производило на
него впечатление ("Ажурные ветки", 1965, "Идущие", 1988). Рисунку,
особенно красоте тона, как важному средству, он научился еще в
художественном училище, у прекрасного преподавателя Георгия
Александровича Шаха, и пронес эти уроки через всю свою жизнь.
Именно тогда он понял, как можно достигнуть поразительной
выразительности, выстраивая гармонию тона, передать материал, воздух,
свет, цвет и общую красоту, но в своих работах Николаев придает
первостепенное значение колориту, а не рисунку. Кроме того, натура для
него не главный аргумент в создании произведения. Он понял, что важным
для него является образ, который сложился в голове, остальное лишнее,
мешающее индивидуальному восприятию. В его Петербургских пейзажах город
предстает как многоликий портрет, живой организм, с разными состояниями
и чувствами ("Сумерки", 1973, "Синие сумерки", 1978, "Вечерняя газета",
1986, "Астория. Ночь", 1989). Он пишет свой особенный Петербург, его не
привлекают узнаваемые туристические места. В пейзажах Николаева то,
чего нет у других художников, он сумел уловить запах города, написать
своеобразный петербургский воздух, особую свето-воздушную среду. Он
почувствовал прелесть мокрых мостовых и тротуаров, окутанных туманом.
Только большому художнику с сугубо петербургским взглядом и поэтическим
воображением, под силу выразить в асфальте, залитом водой, окне
троллейбуса, зонтике, прогнувшимся от ветра и дождя, тот родной и
неповторимый облик города. Пульсирующее сердце Петербурга художник
слышит в Невском проспекте. Работая над картиной "Невский проспект",
1957- 2009, чуть ли не полжизни, Николаев создал несметное количество
этюдов, эскизов, написал сотни состояний, но и сейчас картина не
принесла ему полного удовлетворения. Будучи необыкновенно
требовательным мастером, он находится в постоянном поиске, продолжая
искать нужную тональность в шумном оркестре Невского. Его желание
написать, групповой портрет горожан, с едва уловимыми, и лишь
угадывающимися, в сумерках и суете Невского проспекта разными типажами
и характерами, но в едином ритме с городом. В набросках фиксирует
движения, жесты, ракурсы, черпая затем из этого богатого запаса
необходимые для создания картины мотивы, образы, персонажи. В холсте
"Невский проспект" он добился пластически разнообразного пятна, с
помощью которого, выстраивает цветовой замысел, уравновешивает
соотношение масс, групп, силуэтов, цвета, направляя все эти
художественные средства и приемы на раскрытие нелегкой задачи,
поставленной перед собой. Картина, при всей неудовлетворенности
мастера, наполнена богатством тональных оттенков, в ней виртуозность
красочного мазка и неповторимый образ. Безусловно, созданию
эмоционально насыщенной среды города способствует специфика его
живописной манеры с использованием приемов сложного освещения. Его
город - город с таинственной душой и чувственным образом.
Для творчества Бориса Николаева нет главных и второстепенных мотивов,
его букеты, цветущие кусты, луга, травы наполнены воздухом,
пространством, светом, в них неуемная сила жажды жизни сее необъятной
красотой. Это те видения, которые мелькали в воображении еще в годы
войны, как несбывшиеся мечты и нашедшие в дальнейшем воплощение в его
произведениях. Это ностальгический образ, в который он умеет вдохнуть
жизнь, придавая зыбкость, каждому мазку, насыщая его изменчивым
движением, так хорошо понятый зрителями ("Многотравье", 1977, "Лето",
1993, "Свежий ветер", 1998, "Осенние рябины", 1999, "Васильки", 2000).
Дробящиеся на мерцающие блики и рефлексы света, неуловимо перетекающие
друг в друга цвета, струящиеся краски, создают ощущение
мимолетности, и в то же время, вечности красоты мироздания. В этих
картинах широта охвата пространства поэзией тающих в воздушной дымке
деталей, трепетная поверхность фактуры холста, усиливающая все эти
впечатления ("Ветки черемухи", 1988, "Май. Букет", 1999, "Букет в
саду", 1999, "Девушка в саду", 2000). Николаев тонкий колорист, всегда
работающий чувством, он и в этих произведениях не стремиться к натурной
точности, для него важнее мир эмоций. "Конечно, без высокого
мастерства, говорит художник, чувства не помогут, но дело в том, что
одна из самых главных особенностей мастерства есть способность, умение
привести себя в состояние высочайшей собранности, ясности,
просветления, которое называют вдохновением, когда все получается как
бы само собой, и когда ты превосходишь самого себя". Тонкому,
изысканному мастерству Борис Николаев обязан своему природному чутью,
умению неординарно видеть и необыкновенной требовательности в работе.
Творчество художника определимо не только цветовой симфонией, но и
симфонией звучащей в его душе.