Могу ли я поверхностным слогом изобразить редкие досуги трудолюбивого
сельского пастыря, - хотя не единожды был обласкан его вниманием...
В значительности протоиерея Коровина для
тогдашнего честного люда города на Неве удобно коснуться и его черты увлечения
историей, хотя литургическая загруженность не оставляла ему свободных часов,
кроме необходимых для души и здоровья.
После кончины о. Алексея, семья
познакомила меня с несколькими ящиками его бумаг, где покоился и многочисленный
церковный "самиздат" с середины прошлого века. Вырица, как проживание "бывших
сословий" обладала особым религиозным настроем, замаскированным под чудаковатых
дачников. То, что Коровин не дал
продолжение жизни многим копившимся у него церковным стихам, статьям, повестям,
- определялось сложным двойным кругом вокруг храмовой жизни. Не одни же
благостные пожилые люди и молодая творческая интеллигенция бродили вокруг. Даже и сейчас через сто метров от Казанской
церкви у магазина Вы можете видеть личностей с запросами снежного человека и
нечленораздельной речью. А еще эта якобы "Святая земля" вечно опутана
партийностью (некто, наплутовал на три коттеджа, - но вспоминает былую
советскую защищенность, при которой бы сидел за хищения). К тому же,
представить местный приход лет тридцать назад: взял и обчелся, больше из города приезжали, и дачники.
Листая журнал записей об отпевании за
какой-то год, я некогда увидел несколько интересных фамилий. Зная, что это семья проректора, или оперного
певца, - при случайности оказавшись у них, всегда расспрашивал о Коровине и
часто слышал в ответ: "Видно, что он был
расположен к общению, и мы могли бы ему многое поведать, но ведь не принято
тогда было... до перемен в обществе".
Кажется, в те непростые годы обоюдно с
паствой у настоятеля возникла интересная традиция. Заскорузлых старинных фолиантов в дачах
оставалось не мало, и граждане после нужной требы стали Алексею Ильичу в знак
благодарности преподносить какую-либо церковную книгу с надписью: "В память о
крещении отрока… по адресу такому то". Еще, судя по всему, Коровину, как духовнику были переданы на
хранение папки рукописей неофициального церковного поэта репрессированного
протоиерея В. Шамонина , сочинения диакона Павинского, машинописный роман о
судьбе о. Павла Аникиева и о его кружке,
бумаги от общины разгромленного Спаса на Водах,
тетрадки Веры Берхман и многое разрозненное еле понятное.
Вероятно, Алексей Коровин собирался это
упорядочить и выпустить в свет уже на покое. С другой стороны при его дружбе с
церковным историком Ильей Поповым - мог снабдить эти "тетрадки" комментариями к
вручившим лицам. О Шамонине, еще
умирающий Серафим Вырицкий сказал, что оставляет этот светильник вместо
себя. Старший по возрасту, друг
протоиерея Коровина - знаменитый полковник в отставке историк Защук, сам
обладавший не одним шкафом
военно-исторических бумаг и книг, - ему советовал все архивировать, что и
разумно перешло на чердак.
Потомок старинного рода (прадед герой
войны 1812 г, дед – герой обороны Севастополя), - Георгий Защук приезжая к Коровину на всеночную, оставался спать, завернувшись
в шинель в автомобильчике; умывался в Оредеже. Церковных гостиниц тогда не
существовало и принять на постой семья настоятеля могла только супругу Защука -
Ольгу (из бывших 1917 г. рождения). Но вот ведь каков результат батюшкиных
увлечений историей! Не написав свои
записки о Вырице, он вдохновил Защука на литературный очерк о монахе Серафиме,
статьи про нашу достопамятную церковь и пр.
Илья Попов тогда же начал все исследовать
и после приезжал с докладом к Коровину. А слушать про результаты изысканий он
любил и, улыбаясь, поил обязательным чаем в трапезной. Помню, заглянув к нему в
апреле 2003 года, - с порога услышал ироничное суждение: "А наш
Витгенштейн в эти дни 190 лет назад
уже командующий союзными армиями?" Стало
быть, отец Алексей вел речь об истории передаче власти после кончины Кутузова в
руки знаменитого Дружносельского земляка, чей правнук содействовал в построении
церкви в Княжеской долине.
Войну 1812 года он особенно чтил и не раз
сетовал, что в окрестностях Вырицы нет ее архитектурной памяти. Тоже и по 1914
году, несохранившимся могилам. А ведь протоиерей Коровин застал поколение,
помнившее Великую Мировую и строителей храма.
В притворе церкви до недавнего времени висели стенды созданные Коровиным
и художником Свешниковым по истории церкви Казанской Божией матери, где
прихожанин, спасший храм в хрушевские
времена от закрытия - был помещен именно в царской военной форме. Указывая на эту фотографию, Алексей Ильич
считал необходимым радостно присовокупить, что наградное оружие у прихожанина
скорей всего - "анненское"; а в
орденах, воинских званиях и титулах
Российской Империи он разбирался безукоризненно.
В канун 390-летия Дома Романовых,
почувствовав возможности Вырицы принять гостей о. Алексей согласился провести
вечер, посвященный династии Романовых после молитвы в церковном доме. Настоятель
не раз лично встречался с историками: Глинкой, Виллинбаховым, Бурлаковым,
Сушковым, - всех не упомнишь, но в тот день 21 февраля он общался со
слушателями, и с научной, и с богословской точек зрения на русское
прошлое. Такой кружок, в качестве исторического
клуба просуществовал свыше года. Вырица разрасталась со стремительной
скоростью, и становилось не до чего. Я к тому времени засел за книгу "Вырица
при царе" и он меня бесконечно подбадривал, предлагая идеи. Помню, когда я
последний раз уходил от него, он спросил, а есть ли у меня деньги? Такси до вокзала еще не существовало и я,
глупо улыбаясь, обронил: что - пешком, а
там как-нибудь. Куда-то завернув в пономарке о. Алексей вручил мне 500
рублей. Кажется, это была последняя наша встреча.