Родившийся в Петербурге, Ахола Вало с восьми лет стал вести свой политический
ежедневник, все сохранившиеся тома которого, представляют удивительную
компиляцию ярких городских событий глазами ребенка и юноши.
"Кровавое воскресение", убийство Распутина, Ленин в Смольном, - в обычном
обиходном зрении прыткого юноши, стремившегося с малолетства в гущу политических
событий.
Большая часть его дневника и биографии до 1917 года, посвящена дачной
местности Вырица, где десятилетний мальчик заслужил лидерство
детей богатых дачников, и умело использовал его в своих честолюбивых целях.
Сын, высланного под надзор в Мины трубочиста, - он по работе знакомился
и писал пусть и однобокие, но ценные воспоминания о семьях артистов императорских
театров (Аполлонский, Шаляпины), главе Царскосельского земства Б. П. Карнееве
и др. С ними, подростком, он общался и даже получал деньги
для создания "игральной школы". Это клубное детище, где Ахола с друзьями
штудировал как переиначить мир, -было вскоре закрыто, и не без участия
полиции.
Юный гений тогда, навсегда возомнил себя революционным педагогом, написав
впоследствии сотни статей. Основная их мысль вульгарна, что все школы
в мире плохи и учителей должны выбирать сами ученики.
Эти демагогические теории совпадали с происходящим в 1917 году. Имея
еще и ницшеанские качества, Ахола Вало вошел в революцию к которой
он был готов с детства; но, несмотря на обнаружившийся крутой нрав, комиссаром
не стал. Ахола искал контактов с ГПУ, мечтая помочь в коренной
уравниловке всего, но будучи личностью психически сложной, не стойкой,
остался сам под наблюдением.
Как и у многих тогдашних декадентов, не получив должного статуса, Ахола
окунулся в изобразительные искусства, что заслуживает отдельного
взгляда, так как он был талантливым графиком.
Али Вало, прожил необыкновенно долгую жизнь (почти сто лет). Как художник
помогал в оформлении "Броненосца Потемкина", общался в Витебске с Шагалом
и Малевичем. Когда начались репрессии на финнов, то ли сам покинул СССР,
то ли уехал с миссией советского разведчика. Финны были уверены в этом
и посадили его на полгода. Кажется, заступничество великого финского художника
Акселя Галена, помогло ему покинуть Финляндию беспрепятственно.
Прожив долгие годы в Швеции, он и там возмущался королевским правительством,
и творил, разумеется. В 1970-е, ему разрешено было вернуться в Финляндию,
где он основал свой центр, музей и педагогическую школу. Следует добавить,
что революционное миссионерство побудило его дважды приезжать в Ленинград
и Вырицу, в 1970 году и 1997. Романтический графоман-долгожитель устраивал
выставки, выступал с лекциями в школах, но так и не постиг, что уставшие
от трагедий двадцатого века его ровесники, хотели слушать лишь воспоминания
о грустной дачной дореволюционной поре, которую он однозначно оценил, как
бесправие и опиум для народа.
Справедливый вопрос, к чему обязывает его юбилей? В исторической науке
есть такое положении, когда личность, сохранившая огромную коллекцию дневников
и писем яркой эпохи (к прим. Соболевский), - является сама по себе кладезем
важных источников в изучении культуры страны.
Возможно, издание детских (петербургских, вырицких) дневников Ахола
Вало, ряда его писем, в том числе знаменитым личностям России и Финляндии,
его оригинальные абстракции и политическая сатира на пореформенную Русь,
достойны любопытнейшего отдельного проекта, при участии историков двух
стран.
Отдельно добавим, что в нордической Европе, существует феномен популярности
образа Ахола Вало. Его юношеским фантазиям, порой верят настолько, что
в 2006 году снимают о его детстве художественный ("игровой) фильм
"ВАЛО". С первых минут экранного времени мы видим в кадре пьяного
вырицкого урядника и местного православного священника маньяка.
Если подобная кинокартина вызывает у финских, шведских детей,
слезы умиления за страдания юного подпольщика "Али", то более правдивая
история его полезна для понимания мифов прошлого века.
20 марта в 15 ч., в вырицкой библиотеке им. Ефремова состоится заседание
краеведческого клуба, посвященное жизни и творчеству необыкновенного художника.
А. Барановский.