Источник: статья на сайте УЖД северо-запада.
В 1901 году в поселке Дружная Горка немцем И.Ритингом был построен стекольный завод, специализирующийся на выпуске флаконов для парфюмерной промышленности, лабораторных стекол и посуды. Для нужд завода на близлежащих болотах началась добыча торфа. Для доставки торфа с болот на завод была проложена узкоколейная железная дорога.
Общий вид завода, фото фото Центрального Архива КиноФотоФонодокументов Санкт-Петербурга
Депо, а точнее РММ было построено на болоте Чащенский Мох в местечке Старое болото. Для вывоза продукции завода к ширококолейной железной дороге в 1910-х годах проложили узкоколейный путь к станции Дивенская. На УЖД работало по крайней мере два паровоза - один 1912 года выпуска Сормовского завода и один паровоз 0-3-0 иностранного производства. Торф перевозили в двухосных деревянных вагонетках - "вюгинках".
Паровоз иностранной постройки, фото Центрального Архива КиноФотоФонодокументов Санкт-Петербурга
После Октябрьской революции завод был национализирован, в 1920-1922 годы предприятие находилось на грани закрытия, однако благодоря самоотверженному труду работников завода продолжало выпускань необходимую молодой республике стекольную продукцию. В 1928 г. на заводе "Дружная Горка" впервые в стране налажен выпуск стеклянной ваты, рентгеновских колб, водомерных трубок, стеклянных баллонов для генераторных ламп, специального водомерного стекла для компрессоров, которые использовались на строительстве Московского метрополитена. По заданию правительства начат выпуск покровных стекол. 10 августа 1941 г эвакуировали первый эшелон с людьми (165 человек) и оборудованием завода в Татарскую АССР на завод "Победа Труда", второй эшелон эвакуировать не удалось, т. к. 25 августа поселок Дружная Горка был оккупирован фашистскими захватчиками. Только 31 января 1944 года поселок был освобожден от фашистов. Уже к 1948 году завод превысил довоенный объем выпускаемой продукции. Для работы на УЖД поступают два паровоза Воткинского завода и один трофейный паровоз завода Краусс ?5820 1907 г.в. Этот паровоз после постройки поступил на местную ж.д. Juterbog-Luckenwalder Kreisbahn в Германии, где получил имя "Hohenseefeld" и номер 7. Во время Второй мировой был реквизирован фашистами и использовался на военно-полевых ж.д., после чего попал в СССР. Кроме паровозов на дороге появляется несколько мотовозов МУЗ4. 1 июня 1960 года открыт для движения путь широкой колеи от станции Строганово к заводу. В 1962 году завод переведен на работу на жидком топливе (мазуте) в связи, с чем надобность в добыче и доставке торфа отпала, большую часть линий узкоколейки разобрали. Оставшиеся пути применялись для технологических перевозок на территории завода. В начале 70-х на дорогу пришел дизельный мотовоз МД54-4 Калининского экскаваторного завода, однако после выхода из строя двигателя дизель был заменен на карбюраторный мотор, при этом вместо штатного капота на МД54-4 установили капот от старого МУЗ4, который ржавел в одном из тупиков. УЖД в таком виде просуществовала до конца 80-х годов.
Схема УЖД Стекольного завода Дружная Горка
Мотовоз МД54-4 с капотом от МУЗ4, Стеклозавод Дружная Горка, фото Ю. Ильин, 1982 г.
Мотовоз МД54-4 с капотом от МУЗ4, Стеклозавод Дружная Горка, фото Ю. Ильин, 1982 г.
Мотовоз МД54-4 с капотом от МУЗ4, Стеклозавод Дружная Горка, фото Ю. Ильин, 1982 г.
Остатки моста на месте пересечения УЖД с широкой колеей Новгород - Веймарн, фото А.Максимов, 2000 г.
Мост на линии Дружная Горка - Дивенская, фото А.Максимов, 2000 г.
Выражаем благодарность Сергею Дорожкову за предоставленную информацию.