27.03.2010 Два художественных фильма о Вырице.
"ВАЛО" и "ПОП".
А. Барановский


Для любителя вырицкой старины эти два печальных по содержанию фильма "ВАЛО" и "ПОП", как наилучший способ погрузиться в тревожный мир прошлого. Они же, испытание на ум, самооценку.
Легко сказать про священника Псковской миссии в годы войны, что это "не наш герой". Особенно, сейчас, когда выработался род суждения для богатых, степенных, уважаемых людей. А если ты оказался честным и бедным, или устал от мучений в фашистском плену? Притом, что у тебя полсемьи осуждено и расстреляно большевиками...  И разве могут передаться эти чувства, утомленным вопросами налогов мирянам с окладистой бородой

Первая мысль после чтения дневников Ахола Вало, - как лично я его ненавижу. Ведь "этот тип замахнулся на самое святое": Дачный Петербург.
Но, попробуем представить подобного талантливого десятилетнего мальчика сейчас. Кругом коттеджи и в них его отец вынужден чистить трубы. Мальчика Ахолу правда не только пускали на порог. В 1911 году с ними дружили сестры Шаляпины, давал контрамарки Аполлонский, подкармливал глава земства М. Карнеев. Господи, ведь это если же дачник Михаил Светин, помогал бы подобному шустрому мальчишке делать спектакль, а живущий в Вырице советник администрации президента О. Смоггти, вручал бы ему гранты на создание комиксов.
     Да, нет. Ахола Вало тогда повезло больше! Современные условия, разбавленные молодыми отморозками, наркоторговцами, это не Поселковый Театр и вежливые полицейские урядники: Дешевой и Дорофеев.  Нынешний молодогвардеец, если не хочет работать и учиться, в отличие от ВАЛО, должен писать кровью свои воззвания, калечить античность, путая спартанцев с нацистами.  В общем, всем известный тип. Следовательно, с Вырицей столетней давности, финскому отроку повезло, а может что-то оказалось неправдой в его жизни, дневниках? И, наконец, в фильме о нем. Затупив перо, попробуем наскоро перечислить, что осталось за кадром финско-шведского фильма 2005 года.

"ВАЛО"

Ошибки в фильме.

1. Действие фильма развивается между 1908 годом и 1910. С самого начала каждый день пьяный полицейский чин вытворяет разные мерзости. Pardon, в дачной местности, где в числе горожан не только десятки офицеров важней простого урядника по чину, но и коллективная дача гвардейского экономического общества, - это  было невозможно. Вечно пьяный жандарм был бы уволен на второй день. Дополню, что в Вырице, проживал секретарь императрицы Марии Федоровны - Любомудров, сенатор Варварин, заводчики.
2. Второй жестокий персонаж фильма - законоучитель вырицкой школы о. Василий. С первой же минуты шведский кинорежиссер делает так, что батюшка вонзает свой острый ноготь в лоб школьницы. Такой момент, правда, описан в дневнике Ахола Вало и это часть  фантазий мальчика, который кричит по ночам, отец которого распущенный эротоман и пр. Об этом ни в дневнике, ни в фильме нет естественно и намека. Ведь это уже будет не юный "Гекльберри Финн", а малыш Бенедетто из романа Дюма.
      Поскольку кинолента идентифицирует сестер школьниц Шаляпиных из дневника, - с двумя сестричками из кино, следует понимать, что земский законоучитель о. Василий оскорбляет мадмуазель Шаляпину. Может он хочет лишиться места, как и симпатичная земская учительница, начавшая в фильме первый урок со слов: "Ну, дети, что Вы знаете про Кровавое воскресение?". Еще раз напомню, что действие фильма происходит не в советской школе, а в 1910 году. И вот, на этот вопрос, мальчик Ахола понуро встает и говорит: "Я был там и все видел, как царь убивал людей".
     Есть огромные сомнения, что родившийся в 1900 году любимый герой финских шведских зрителей в пятилетнем возрасте мог видеть те жуткие январские события. Но вот в чем загвоздка, в своем детском дневнике он говорит, что действительно в пятилетнем возрасте сам пошел посмотреть на разгон демонстрации...
3. За рассказ о 9 января, учительницу арестовывают на глазах у детей со всей жестокостью. Если бы фильм не имел возрастных ограничений, полицейские одетые, как советские "вохровцы", сорвали бы с нее платье и надругались. После ее увоза на телеге, школа закрывается на амбарный замок.
4. И тут наступает самое странное. В дневниках  мальчик Али, написал, что он стал собирать на новую свободную от предрассудков школу деньги. И собрал, как Вы думаете  какую сумму? Правильно, почти мистические "660 рублей". На них он стал строить свою якобы "шестиэтажную школу" и просил главу земства и разных там полицейских, ему не мешать. В фильме этот момент отражен следующим образом. Перед красивым сараем появляется надпись: "Детей нельзя бить". В этом сарае открываются частные уроки десятилетнего мальчика не только полуграмотным сестрам Шаляпиным, которые в экранизации дневника заменены на финских девочек, но и незнающему букв сыну урядника.

     Здесь пора напомнить, что Школьный устав 1876 года обязывал к всеобщей грамоте всех детей в церковно-приходских или земских школах. В Вырице их было две и строящаяся Антипом Ефремовым Вырицкая Торговая школа. Список учредителей и жертвователей этой шестилетки включал в себя миллионеров, чиновников, священника Преображенского, артиста Аполлонского, и в том числе отца самого юного революционера?! До ее окончательного открытия в 1913 году, земские школы достаточно справлялись, в них были учительницы из дворян, воспитанные светские священники и пр. Парадокс, в другом.
            Мальчик Али Вало сам не хотел учиться. Став юным, как бы сейчас    сказали неформальным лидером, он понял, что ему интересней "трясти" богатых барчуков или девочек-дачниц на деньги, ведь он сам, спора нет, слыл ярким дарованием.  Карикатуры на вырицкую церковь, священников, любительские спектакли, завиральные рассказы, дали ему особый ореол, усиленный тогдашним фрондирующим либерализмом. Мальчика приглашали в очень богатые дома. Давали ему денег на учебу, но кроме своей "игральной школы" в шестилетку, где его ждало бесплатное место, - он не пошел! Наверное, сам Ефремов должен был бы ему за это почистить трубы, тогда, м-может быть.
5. В фильме показано, как любительская школа была закрыта полицией. Несмотря на то, что среди знакомых отрока ВАЛО (псевдоним: луч света) - был упомянутый в его дневниках журналист Пилипенко, демократ и борзописец, тот нигде в своем еженедельнике не обмолвился об этой истории. То есть, игра в сарае была, но не имела никакой известности, как школа.

Что же на экране? Под грустную музыку, амбар закрывает десяток полицейских или казаков, одетых как советские партизаны.
Десятилетнего мальчика сажают в огромную открытую клетку, и как Пугачева везут в Гатчину на суд. Это зрелище, конечно, способное дать фору любому сталинскому кинематографу. Далее, после гатчинской тюрьмы, несмотря на то, что мэр Вырицы затребовал для Али несколько лет заключения, - судья его оправдал по просьбе прибывших на суд детей. Странно, Михалков, за свою выдумку со смычком, глупому юнкеру в нарушение всех законов российский империи, - "впаял" десять лет каторги, а вот гатчинское шведское правосудие оказалось лояльней.  В финале, под красивую ирландскую музыку Ахола Вало освобожден и все, как в "Буратино" бегут в его амбар.
6. А была ли школа? ≈ мы уже обмолвились, Теперь и другие вопросы к шведскому режиссеру. Наверное, при экранизации, где есть точный адрес местности, стоило бы съездить. Смешно, конечно показана Англия в "Трех мушкетерах", или отснятая во дворе Петропавловки Франция "Принца Флоризеля". Но в этих веселых фильмах важно другое, музыка, диалоги, хотя замки и булыжная мостовая тоже присутствует. Фильм ВАЛО, по замыслу весь должен был происходить в Вырице, а исторические фильмы для детей, требуют какой-то достоверной натуры? Хотя в Финляндии и Швеции достаточно дачных уголков похожих на Вырицу, - создатели не на много ушли от опереточных съемок. Нет даже высоких берегов, которые можно было имитировать и на родине телекомпании. Постарались только с цехами стекольного завода. Оказывается в Веденском, возле огнедышащих топок трудились только десятилетние девочки.  Жестокости эти в Вырице поддерживает человек с внешностью Брюса Уилиса в черной расхристанной шинели. Но он главный демон Вырицы. Стоит на верхушке огромной дачной башни и следит за настроениями. По началу, пока Али каждые всякий раз рисует карикатуры на Николая Второго, злой мэр-демон, даже их сжигает, не давая хода. Но как уж дети тайно стали читать Диккенса, то началась его война, окончившаяся в суде... Не согласный с мягким приговором гатчинской Фемиды, глава Вырицы, ударил судью прямо на трибуне, и за это под улюлюканье одноклассников юного Ахола Валы, поехал в Сибирь.

Такой вот удивительный проект. Может шведскому режиссеру интересно его правдивое продолжение на вырицкой земле? Тогда ему и посвящаю.
 Дождавшись революции, Вало с красным флагом пошел в Веденское и пытался возглавить Красную власть. Но что-то в этом маниакально-нервном пареньке не понравилось даже ГПУшникам. Уж просил он их не щадить бывших дачников, а те взяли и вместо него Сергучова, Соболевского и Табурина поставили во главе Вырицы в 1918 и 1919 гг. Этого нет в опубликованных хранящихся в Финляндии дневниках, которые действительно уникальны для истории Вырицы. Если отсеять, все то что юный фантаст придумал красуясь сам перед собой, в книгах Александра Пьетри Ахолло Вало всплывает много имен и фактов. Взять хотя бы этого монстра мэра. По фильму это, как мы уже писали, - глава земства вырицкий помещик Карнеев, в действительности предоставивший мальчику для творческих поисков дачу его покойной матери помещицы Веры. Карнеев, - истративший весь запас своего досуга и денег на вырицкое школьное образование, убитый кем-то из недоучившихся юнцов в 1918 году.
И вот другой фильм "Поп". Семена эпохи Ахола Валы уже проросли так, что ему пришлось уехать из Вырицы, а после и бежать из СССР в Финляндию перед самой войной, где его ненадолго посадили, как шпиона.  А поколения, учившихся в ефремовской-карнеевской школе, столкнулись с новым страшным испытанием - нашествием фашистской Германии.
Чуткий к настроениям просоветского большинства фильм Хотиненко "Поп", - затронул и вырицкую грустную историю о двух Серафимах. В 1990 годы, больше ведь было рассказов про монастырь в Поселке. Открытый Псковской Миссией в 1942 году, он в оккупационный период больше всего помогал местным жителям. Туда почти все и ходили к о. Серафиму на проспект Лабинского или в Казанскую церковь к другим священникам.  Образ о. Александра в кино тщательно исполненный Маковецким, очень перекликается с историей иеромонаха Серафима Проценко. Многие хранили память о нем и уважали, пока с легкого сергианского пера писателя В. Филимонова не прозвучала удобная в своей простоте истина: "Тот, который молился за победу Красной армии, при немцах, ≈ настоящий святой, а второй Серафим предатель".
Фильм Хотиненко достаточно добротно в мелких штрихах показывает трагически-сложную обстановку по которой, компромисс священника Псковской миссии, более точен к правде. Жаль, что, несмотря на все разговоры, Хотиненко не стал снимать в Вырице ни одного плана. В таком изобилии собственной истории, вся она в ожидании под покровом столетнего бора.