Для любителя вырицкой старины эти два печальных по содержанию фильма
"ВАЛО" и "ПОП", как наилучший способ погрузиться в тревожный мир прошлого.
Они же, испытание на ум, самооценку.
Легко сказать про священника Псковской миссии в годы войны, что это
"не наш герой". Особенно, сейчас, когда выработался род суждения для богатых,
степенных, уважаемых людей. А если ты оказался честным и бедным, или устал
от мучений в фашистском плену? Притом, что у тебя полсемьи осуждено и расстреляно
большевиками... И разве могут передаться эти чувства, утомленным
вопросами налогов мирянам с окладистой бородой
Первая мысль после чтения дневников Ахола Вало, - как лично я его ненавижу.
Ведь "этот тип замахнулся на самое святое": Дачный Петербург.
Но, попробуем представить подобного талантливого десятилетнего мальчика
сейчас. Кругом коттеджи и в них его отец вынужден чистить трубы. Мальчика
Ахолу правда не только пускали на порог. В 1911 году с ними дружили сестры
Шаляпины, давал контрамарки Аполлонский, подкармливал глава земства М.
Карнеев. Господи, ведь это если же дачник Михаил Светин, помогал бы подобному
шустрому мальчишке делать спектакль, а живущий в Вырице советник администрации
президента О. Смоггти, вручал бы ему гранты на создание комиксов.
Да, нет. Ахола Вало тогда повезло больше!
Современные условия, разбавленные молодыми отморозками, наркоторговцами,
это не Поселковый Театр и вежливые полицейские урядники: Дешевой и Дорофеев.
Нынешний молодогвардеец, если не хочет работать и учиться, в отличие от
ВАЛО, должен писать кровью свои воззвания, калечить античность, путая спартанцев
с нацистами. В общем, всем известный тип. Следовательно, с Вырицей
столетней давности, финскому отроку повезло, а может что-то оказалось неправдой
в его жизни, дневниках? И, наконец, в фильме о нем. Затупив перо, попробуем
наскоро перечислить, что осталось за кадром финско-шведского фильма 2005
года.
"ВАЛО"
Ошибки в фильме.
1. Действие фильма развивается между 1908 годом и 1910. С самого начала
каждый день пьяный полицейский чин вытворяет разные мерзости. Pardon, в
дачной местности, где в числе горожан не только десятки офицеров важней
простого урядника по чину, но и коллективная дача гвардейского экономического
общества, - это было невозможно. Вечно пьяный жандарм был бы уволен
на второй день. Дополню, что в Вырице, проживал секретарь императрицы Марии
Федоровны - Любомудров, сенатор Варварин, заводчики.
2. Второй жестокий персонаж фильма - законоучитель вырицкой школы о.
Василий. С первой же минуты шведский кинорежиссер делает так, что батюшка
вонзает свой острый ноготь в лоб школьницы. Такой момент, правда, описан
в дневнике Ахола Вало и это часть фантазий мальчика, который кричит
по ночам, отец которого распущенный эротоман и пр. Об этом ни в дневнике,
ни в фильме нет естественно и намека. Ведь это уже будет не юный "Гекльберри
Финн", а малыш Бенедетто из романа Дюма.
Поскольку кинолента идентифицирует сестер
школьниц Шаляпиных из дневника, - с двумя сестричками из кино, следует
понимать, что земский законоучитель о. Василий оскорбляет мадмуазель Шаляпину.
Может он хочет лишиться места, как и симпатичная земская учительница, начавшая
в фильме первый урок со слов: "Ну, дети, что Вы знаете про Кровавое воскресение?".
Еще раз напомню, что действие фильма происходит не в советской школе, а
в 1910 году. И вот, на этот вопрос, мальчик Ахола понуро встает и говорит:
"Я был там и все видел, как царь убивал людей".
Есть огромные сомнения, что родившийся в 1900
году любимый герой финских шведских зрителей в пятилетнем возрасте мог
видеть те жуткие январские события. Но вот в чем загвоздка, в своем детском
дневнике он говорит, что действительно в пятилетнем возрасте сам пошел
посмотреть на разгон демонстрации...
3. За рассказ о 9 января, учительницу арестовывают на глазах у детей
со всей жестокостью. Если бы фильм не имел возрастных ограничений, полицейские
одетые, как советские "вохровцы", сорвали бы с нее платье и надругались.
После ее увоза на телеге, школа закрывается на амбарный замок.
4. И тут наступает самое странное. В дневниках мальчик Али, написал,
что он стал собирать на новую свободную от предрассудков школу деньги.
И собрал, как Вы думаете какую сумму? Правильно, почти мистические
"660 рублей". На них он стал строить свою якобы "шестиэтажную школу" и
просил главу земства и разных там полицейских, ему не мешать. В фильме
этот момент отражен следующим образом. Перед красивым сараем появляется
надпись: "Детей нельзя бить". В этом сарае открываются частные уроки десятилетнего
мальчика не только полуграмотным сестрам Шаляпиным, которые в экранизации
дневника заменены на финских девочек, но и незнающему букв сыну урядника.
Здесь пора напомнить, что Школьный устав 1876
года обязывал к всеобщей грамоте всех детей в церковно-приходских или земских
школах. В Вырице их было две и строящаяся Антипом Ефремовым Вырицкая Торговая
школа. Список учредителей и жертвователей этой шестилетки включал в себя
миллионеров, чиновников, священника Преображенского, артиста Аполлонского,
и в том числе отца самого юного революционера?! До ее окончательного открытия
в 1913 году, земские школы достаточно справлялись, в них были учительницы
из дворян, воспитанные светские священники и пр. Парадокс, в другом.
Мальчик Али Вало сам не хотел учиться. Став юным, как бы сейчас
сказали неформальным лидером, он понял, что ему интересней "трясти" богатых
барчуков или девочек-дачниц на деньги, ведь он сам, спора нет, слыл ярким
дарованием. Карикатуры на вырицкую церковь, священников, любительские
спектакли, завиральные рассказы, дали ему особый ореол, усиленный тогдашним
фрондирующим либерализмом. Мальчика приглашали в очень богатые дома. Давали
ему денег на учебу, но кроме своей "игральной школы" в шестилетку, где
его ждало бесплатное место, - он не пошел! Наверное, сам Ефремов должен
был бы ему за это почистить трубы, тогда, м-может быть.
5. В фильме показано, как любительская школа была закрыта полицией.
Несмотря на то, что среди знакомых отрока ВАЛО (псевдоним: луч света) -
был упомянутый в его дневниках журналист Пилипенко, демократ и борзописец,
тот нигде в своем еженедельнике не обмолвился об этой истории. То есть,
игра в сарае была, но не имела никакой известности, как школа.
Что же на экране? Под грустную музыку, амбар закрывает десяток полицейских
или казаков, одетых как советские партизаны.
Десятилетнего мальчика сажают в огромную открытую клетку, и как Пугачева
везут в Гатчину на суд. Это зрелище, конечно, способное дать фору любому
сталинскому кинематографу. Далее, после гатчинской тюрьмы, несмотря на
то, что мэр Вырицы затребовал для Али несколько лет заключения, - судья
его оправдал по просьбе прибывших на суд детей. Странно, Михалков, за свою
выдумку со смычком, глупому юнкеру в нарушение всех законов российский
империи, - "впаял" десять лет каторги, а вот гатчинское шведское правосудие
оказалось лояльней. В финале, под красивую ирландскую музыку Ахола
Вало освобожден и все, как в "Буратино" бегут в его амбар.
6. А была ли школа? ≈ мы уже обмолвились, Теперь и другие вопросы к
шведскому режиссеру. Наверное, при экранизации, где есть точный адрес местности,
стоило бы съездить. Смешно, конечно показана Англия в "Трех мушкетерах",
или отснятая во дворе Петропавловки Франция "Принца Флоризеля". Но в этих
веселых фильмах важно другое, музыка, диалоги, хотя замки и булыжная мостовая
тоже присутствует. Фильм ВАЛО, по замыслу весь должен был происходить в
Вырице, а исторические фильмы для детей, требуют какой-то достоверной натуры?
Хотя в Финляндии и Швеции достаточно дачных уголков похожих на Вырицу,
- создатели не на много ушли от опереточных съемок. Нет даже высоких берегов,
которые можно было имитировать и на родине телекомпании. Постарались только
с цехами стекольного завода. Оказывается в Веденском, возле огнедышащих
топок трудились только десятилетние девочки. Жестокости эти в Вырице
поддерживает человек с внешностью Брюса Уилиса в черной расхристанной шинели.
Но он главный демон Вырицы. Стоит на верхушке огромной дачной башни и следит
за настроениями. По началу, пока Али каждые всякий раз рисует карикатуры
на Николая Второго, злой мэр-демон, даже их сжигает, не давая хода. Но
как уж дети тайно стали читать Диккенса, то началась его война, окончившаяся
в суде... Не согласный с мягким приговором гатчинской Фемиды, глава Вырицы,
ударил судью прямо на трибуне, и за это под улюлюканье одноклассников юного
Ахола Валы, поехал в Сибирь.
Такой вот удивительный проект. Может шведскому режиссеру интересно его
правдивое продолжение на вырицкой земле? Тогда ему и посвящаю.
Дождавшись революции, Вало с красным флагом пошел в Веденское
и пытался возглавить Красную власть. Но что-то в этом маниакально-нервном
пареньке не понравилось даже ГПУшникам. Уж просил он их не щадить бывших
дачников, а те взяли и вместо него Сергучова, Соболевского и Табурина поставили
во главе Вырицы в 1918 и 1919 гг. Этого нет в опубликованных хранящихся
в Финляндии дневниках, которые действительно уникальны для истории Вырицы.
Если отсеять, все то что юный фантаст придумал красуясь сам перед собой,
в книгах Александра Пьетри Ахолло Вало всплывает много имен и фактов. Взять
хотя бы этого монстра мэра. По фильму это, как мы уже писали, - глава земства
вырицкий помещик Карнеев, в действительности предоставивший мальчику для
творческих поисков дачу его покойной матери помещицы Веры. Карнеев, - истративший
весь запас своего досуга и денег на вырицкое школьное образование, убитый
кем-то из недоучившихся юнцов в 1918 году.
И вот другой фильм "Поп". Семена эпохи Ахола Валы уже проросли так,
что ему пришлось уехать из Вырицы, а после и бежать из СССР в Финляндию
перед самой войной, где его ненадолго посадили, как шпиона. А поколения,
учившихся в ефремовской-карнеевской школе, столкнулись с новым страшным
испытанием - нашествием фашистской Германии.
Чуткий к настроениям просоветского большинства фильм Хотиненко "Поп",
- затронул и вырицкую грустную историю о двух Серафимах. В 1990 годы, больше
ведь было рассказов про монастырь в Поселке. Открытый Псковской Миссией
в 1942 году, он в оккупационный период больше всего помогал местным жителям.
Туда почти все и ходили к о. Серафиму на проспект Лабинского или в Казанскую
церковь к другим священникам. Образ о. Александра в кино тщательно
исполненный Маковецким, очень перекликается с историей иеромонаха Серафима
Проценко. Многие хранили память о нем и уважали, пока с легкого сергианского
пера писателя В. Филимонова не прозвучала удобная в своей простоте истина:
"Тот, который молился за победу Красной армии, при немцах, ≈ настоящий
святой, а второй Серафим предатель".
Фильм Хотиненко достаточно добротно в мелких штрихах показывает трагически-сложную
обстановку по которой, компромисс священника Псковской миссии, более точен
к правде. Жаль, что, несмотря на все разговоры, Хотиненко не стал снимать
в Вырице ни одного плана. В таком изобилии собственной истории, вся она
в ожидании под покровом столетнего бора.