В мае во главе оперативной группы управления бригады я прибыл на реконструкцию железнодорожной линии Тихвин - Будогощь. Строительство этой 75-километровой линии было начато в 1940 году. Осенью 1941 года, незадолго до оккупации гитлеровцами этого участка, на железнодорожной новостройке открылось рабочее движение. К постоянной эксплуатации линия готова не была. Незаконченным оставалось земляное полотно, отсутствовали водоотводные канавы и ряд искусственных сооружений. Построенные позже временные обходы были уничтожены фашистами.
Вначале дорога была рассчитана на пропуск по ней 3-5 пар поездов в сутки. В 1942 году НКПС поставил задачу реконструировать данную линию и довести ее пропускную способность до 12 пар поездов. Эта задача была поручена УВВР-2, а в марте 1943 года, с образованием УВВР-6, линия стала объектом нашего управления военно-восстановительных работ. На усиление дороги были поставлены 21-й и 40-й отдельные восстановительные батальоны, 13-й и 21-й ГОРЕМы.
Реконструируемую линию разбили на участки, которые закрепили за железнодорожными батальонами и спецформированиями. Между частями и подразделениями развернулось соревнование за досрочное завершение строительства. Воины работали по-ударному. Образцы героического труда показывали коммунисты. По ним равнялись, с них брали пример.
Душой воинских коллективов были политработники. Особенно вдумчивой работой среди личного состава выделялся заместитель командира 40-го восстановительного батальона по политчасти майор М. И. Иванов. Он всегда находился среди бойцов, страстным словом зажигал солдатские сердца, рассказывал о передовиках соревнования. Да и наглядная агитация на участке батальона была наиболее содержательной и яркой. Как сейчас помню большой щит на трассе, а на нем плакат, посвященный красноармейцу Гвоздеву. Боец Гвоздев удостоился такой чести за рекордное выполнение задания. Работая на сверлении отверстий в рельсах, он выполнил свое задание на 200 процентов.
Были свои передовики и в других частях и подразделениях. Так, например, в 21-м восстановительном батальоне все знали фамилию красноармейца Топола. Путеец трудился на зашивке пути. Он ежедневно выполнял две нормы.
Не отставали от бойцов железнодорожных частей и рабочие спецформирований. Рабочий путевой колонны ГОРЕМа-21 Кабаков на земляных работах норму выработки выполнял на 215 процентов, а бригадир колонны водоснабжения этого же спецформирования Кривушин - на 180.
Работы по реконструкции железнодорожной линии Тихвин - Будогощь были сопряжены с большими трудностями. Не хватало строительных материалов, и нам приходилось изыскивать их на месте. Много осложнений приносили грунтовые воды. Они часто вызывали в откосах выемок обвалы и оползни. Но несмотря на все это дорога была реконструирована. К осени 1943 года ее пропускная способность составила 14 пар поездов в сутки.
В течение нескольких месяцев через линию Будогощь - Тихвин пролегал кратчайший путь из Москвы в осаждённый Ленинград. Узловая станция Чудово с августа 1941 года по январь 1944 года была оккупирована. Посадниковский узел у нынешнего города Кириши долгое время находился на линии фронта.
После строительства линии Любытино - Неболчи и реконструкции линии Будогощь - Тихвин движение из Москвы в Ленинград осуществлялось через Окуловку - Неболчи - Тихвин - Волховстрой - Поляны - Шлиссельбург. Последний участок - "дорога Победы", открытая в феврале 1943 года на небольшой полоске земли между берегом Ладожского озера и вражескими позициями. В 1943 году было восстановлено движение скорого поезда "Красная Стрела" Москва - Ленинград. Он следовал через линии Окуловка - Неболчи и Будогощь - Тихвин. Затем - Волховстрой, линия Шлиссельбург - Поляны на узкой полосе освобождённой земли под частыми обстрелами. Станция Дача Долгорукова, где в 2003 году был открыт Ладожский вокзал, и движение по соединительной ветви на неизменный для этого поезда Московский вокзал.
На станцию Будогощь поезда не заходили. Был построен обход, позволявший движение Тихвин - Неболчи без смены направления движения. Это не только экономило время, но и снижало риск попадания под бомбардировку, которым часто подвергалась станция Будогощь.
После войны линия продолжила работу и была принята в состав сети общего пользования. По справочнику "Железнодорожные станции СССР", изданному в 1981 году, дата открытия всех разъездов на линии - 1942 год.
Изначально была одна станция с собственным именем - Сясь, 17-й километр от Тихвина. Другой такой станции нигде не было, хотя река Сясь пересекает ещё три железные дороги.
К сожалению, станция Сясь была ликвидирована в 1960-х или 1970-х годах. С тех пор на линии нет ни одного пункта с официальным названием! Остались только "номерные" разъезды и "километровые" платформы. Позднее в расписаниях стала появляться платформа Клинцы. Но название, скорее всего, неофициальное, а официальное - 74 км.