Случай на озере Стречно 15 января 1944 г.

ИЛ-2

Штурмовик Ил-2М3 из состава 2-й эскадрильи 566-го штурмового авиаполка на аэродроме. В кабине - командир эскадрильи старший лейтенант Василий Ильич Мыхлик (будущий Дважды Герой Советского Союза). На борту самолета изображен силуэт Петропавловской крепости и нанесены надписи: "За Ленинград" и "Месть за Христенко" (летчик эскадрильи, погибший в начале 1944 года). http://waralbum.ru/166867/

Два достаточно больших озера Вялье и Стречно, соединенные между собой проливом, находится на стыке Гатчинского и Лужского районов Ленинградской области в центре федерального заказника "Мшинское болото". И в настоящее время эта местность труднодоступна и до озер проезжих дорог нет (О озерах Стречно и Вялье, и о походах туда можно прочитать здесь http://www.simo.ru/).

Различных историй, легенд, баек связано с этими озерами немало. Особенно популярны истории об эпизодах Великой Отечественной войны, произошедших в этих краях. Не буду их все здесь перечислять, отмечу лишь, что, пожалуй, наиболее известные легенды связаны с затонувшими в озере самолетами. Именно так - "легенды" и "самолеты". И "легенд" существует несколько и "самолетов" утонуло в озере немало. Хотя какие-то из этих историй являются плодом фантазии, некоторые, действительно, имеют вполне документальное подтверждение.

К примеру, вот история, случившаяся здесь 15 января 1944 г. Этот, казалось бы, совсем небольшой и незначительный эпизод Великой Отечественной войны обращает на себя внимание по нескольким причинам. Во-первых, двое из восьми участников событий были будущими Героями Советского Союза, а один из которых стал к концу войны и вовсе дважды Героем. На озере Стречно их блестящая военная карьера вполне могла дать сбой, как это случилось с четырьмя их товарищами. Во-вторых, случившаяся через много лет после войны приключенчески-детективная история поиска, подъема и реставрация одного из затонувших в озере самолетов.

Исследованием событий 15 января 1944 г. в свое время занимались Виталий Николаевич Латарцев (один из зачинателей поискового движения в нашей стране, руководитель клуба подводного плаванья "Риф"), а также известный исследователь истории отечественных ВВС в годы войны Илья Геннадьевич Прокофьев (см. https://trizna.ru/forum). Во многом повторяя их, я лишь немного систематизировал информацию и дополнил ссылками на оригиналы документов, которые ныне являются общедоступными.

Карта полета

Линия фронта под Ленинградом к моменту начада Ленинградско-Новгородской операции. Примерный маршрут экипажей ИЛ-2 из 277-й шад.

14 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление под Ленинградом. Началась Ленинградско-Новгородская стратегическая наступательная операция, главным результатом которой стало полное освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Сухопутные войска Ленинградского фронта поддерживала 13-я воздушная армия, в состав которой в том числе входила и 277-я штурмовая авиадивизия. Четыре полка дивизии (15-й гвардейский, 566-й, 943-й и 999-й штурмовые авиаполки), дислоцировавшиеся на севернее Ленинграда, имели на вооружении самолеты ИЛ-2.

В первый день наступления из-за крайне плохих метеоусловий действия авиации были крайне ограничены. 15 января, хотя погода существенно не улучшилась, 13-я воздушная армия все-таки начала активные действия. Содействуя наступлению 42-й армии части 277-й штурмовой авиадивизии за сутки совершили 140 боевых вылетов, в том числе 15-й гвардейский штурмовой авиаполк совершил 54 боевых самолета вылета на штурмовку огневых средств и живой силы противника на участке Урицк - Пушкин. Штурмовики работали группами по 3-4 самолета без истребительного прикрытия. Врагу был нанесен существенный урон, но и без собственных потерь, к сожалению, не обошлось. Причем потери зачастую возникали не только из-за действий авиации противника или огня зенитной артиллерии.

Из записи за 15 января 1944 г. в журнале боевых действий 15-го гвардейского штурмового авиаполка.

Гвардии младший лейтенант Кунгурцев с воздушным стрелком гвардии сержантом Артеменко на самолете N86, гвардии младший лейтенант Потапов с воздушным стрелком гвардии сержантом Николюком самолет N17, гвардии младший лейтенант Иванов с воздушным стрелком гвардии сержантом Кузнецовым самолет N186 при выполнении боевого задания: потеряли ориентировку произвели посадку на территорию занятую противником на озеро ":". Страницы из журнала боевых действий

Страницы из журнала боевых действий

Страницы из журнала боевых действий 15-го гв. ШАП за 15 янваяря 1944 г. (https://pamyat-naroda.ru).

Штурман полка, капитан В.П. Емельянов заметил, что группа младшего лейтенанта Е.М. Кунгурцева стала менять курс и уходить в сторону. На своем самолете он бросился вдогонку, но связаться с экипажами по радио не смог. По версии В.И. Латарцева группа пошла вслепую, по радиокомпасу настроившись на приводную станцию своего аэродрома, но в обратном от линии фронта направлении, то есть в тыл немцев. К трем самолетам группы Е.М. Кунгурцева присоединился не только нагнавший их самолет капитана В.П. Емельянов, но и еще один ИЛ-2 из состава 999-го штурмового авиаполка той же 277-й штурмовой авиадивизии. Это был экипаж самолета N16 в составе летчика сержанта Ю.С. Баранчикова и воздушного стрелка старшего сержанта М.В. Гованского. Так или иначе, 5 самолетов ИЛ-2 оказались в тылу противника. Когда же пилоты все-таки поняли свою ошибку, было поздно - топливо подходило к концу. Было принято решение совершить вынужденную посадку, наиболее подходящим место для которой оказалось замерзшая гладь озера Стречно. При посадке на лед озера самолет N17 (экипаж младшего лейтенанта С.И. Потапова) провалился под лед, а самолет N138 повредил шасси и впоследствии был сожжен. Не вполне понятно кому принадлежала эта боевая машина, скорее всего экипажу гвардии младшего лейтенанта Г.В. Иванова. Так же, по всей видимости, получил повреждения и самолет сержанта Ю.С. Баранчикова. Таким образом, благополучно приземлились на лед только два самолета (экипажи Е.М. Кунгурцева и В.П. Емельянова), а три остальные взлететь снова уже не могли.

Страница из Отчета о боевой работе

Страница из Отчета о боевой работе частей 277-й шад, раздел "Невернулись с боевого задания" с коротким описанием инцидента на озере Стречно (https://pamyat-naroda.ru).

Определив место посадки, летчики решили попытаться перелететь на аэродром в Малой Вишере, который находился в зоне ответственности Волховского фронта. Решение, надо отметить, не вполне очевидное. От озера Стречно до Малой Вишеры по прямой почти 120 километров, в то время как до южных окраин Ленинграда километров на 30 меньше. Однако полк базировался севернее Ленинграда, в Касимово, докуда было чуть больше 120 километров. Летчики слили топливо из поврежденных самолетов в исправные машины и, взяв на борт двух пилотов, смогли взлететь с заснеженного льда. Согласно записи из журнала боевых действий 15-го гвардейского штурмового авиаполка улетели на своих самолетах капитан В.П. Емельянов с воздушным стрелком А.А. Ситниковым, взяв дополнительно младшего лейтенанта С.И. Потапова, а также младший лейтенант Е.М. Кунгурцев с воздушным стрелком В.И. Артеменко, прихватив младшего лейтенанта Г.В. Иванова. Из-за перегруженности самолетов взять остальных - летчика и троих стрелков - не представлялось возможным. Им была обещана помощь.

Два самолета благополучно достигли намеченной цели и приземлились на аэродроме в Малой Вишере. За допущенный инцидент капитан В.П. Емельянов получил 5 суток ареста, а Е.М. Куннурцев - 10. Однако наказание было отстрочено до "после Победы" и уже 20 числа согласно записи в журнале боевых действий полка участники перелета вернулись в свою часть, для которых инцидент на озере Стречно закончился относительно благополучно. Впоследствии трое из них погибли на пути к Победе, а остальным посчастливилось встретить май 1945 г. При этом С.И. Потапов стал Героем Советского Союза, а Е.М. Кунгурцев дважды Героем Советского Союза.

Для четверых же, оставленных на льду озера Стречно, инцидент был далеко еще не закончен. На озере остались два воздушных стрелка из 15-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии младшие сержанты А.М. Кузнецов и Я.Д. Николюк, а также экипаж из 999-го штурмового авиаполка - пилот сержант Ю.С. Баранчиков и воздушный стрелок старший сержант М.В. Гованский.

Страницы из журнала боевых действий

Страницы из журнала боевых действий

Станицы из журнала боевых действий 277-й штурмовой авиадивизии с описанием событий 15 января 1944 г. https://pamyat-naroda.ru

В отчете о действия 277-й штурмовой авиадивизии за январь 1944 г. говориться, что на льду озера также остался воздушный стрелок А.А. Ситников. Также в журнале боевых действий 15-го гвардейского штурмового авиаполка говориться, что в часть вернулись четыре человека (С.И. Потапов, Е.М. Кунгурцев, В.И. Артеменко и Г.В. Иванова), а В.П. Емельянов и А.А. Ситников не упоминаются. Скорее всего, это неточность т.к. дальнейшая военная судьба В.П. Емельянов и А.А. Ситников достаточно четко прослеживается по доступным документам и они не числятся, в отличие от четырех других, в списках безвозвратных потерь 277-й авиадивизии за январь 1944 г.

Перипетии четырех авиаторов, которые точно остались на озере Стречно, описать можно только примерно.

По данным И.Г. Прокофьева после возвращения в часть капитан В.П. Емельянов доложил командованию о произошедшем инциденте и о том, что на озере остались по крайней мере четыре человека (по докладу на озере было оставлено пять человек, включая А.А. Ситникова). Разведке 13-й воздушной армии удалось связаться с партизанами, которые действовали в том районе. Отряд партизан через некоторое время добрался до озера Стречно и нашел оставленные на льду самолеты. Остается не вполне понятным - когда партизаны вышли в указанный район, получили они конкретные указания или случайно вышли в этот район, но в любом случае - они никого не обнаружили.

По все видимости, авиаторы приняли решение выходить к своим самостоятельно, но были захвачены в плен противником. Все четверо числятся в общедоступных документах о безвозвратных потерях 277-й авиадивизии как пропавшие без вести 15(16) января в районе озера Стречно.

Никакой другой информации о судьбе А.М. Кузнецова нет, а про Я.Д. Николюка известно, что он попал в плен "на Лужском озере" 18.01.1944, освобожден из плена 16.02.1945 г.

Ю.С. Баранчиков попал в плен, но уже летом вернулся в свою часть. В одном из нескольких донесений о безвозвратных потерях 277-й авиадивизии в январе 1944 г., где как и в других Ю.С. Баранчиков числиться пропавшим без вести, есть приписка карандашом, что он вернулся в часть 06.07.1944 г. После возвращения в часть Ю.С. Баранчиков написал объяснительную записку, где рассказал, что был сбит, упал в лес и попал к партизанам. Поскольку у контрразведчиков уже были показания пилотов 15 гв.ШАП, то ему не поверили и поговорили более обстоятельно. В итоге получилась вот такая история, которую приводит В.Н. Латарцев:

Для начала они перессорились со стрелками из 15 Гв. ШАП. И пошли порознь. Стрелки отдельно, а Баранчиков со своим стрелком отдельно. Добрался Баранчиков до железной дороги, перешли её и решили поспать. Проснулись от пинков. Немцы. Баранчикова отделили и повезли в лагерь для летчиков. Где-то в Польше. Интересный был лагерь. Не били, кормили, по выходным выписывали увольнительную в город. Но, непоседливый Баранчиков исхитрился украсть в столовой ящик тушенки. Был взят с поличным. Немцы воровства не прощали и присудили ему перевод в другое заведение, на "Люфт". Но у них же порядок и в воскресенье канцелярия не работала. Отпустили Баранчикова забрать вещи. А он, не будь дурак, подделал старую увольнительную и спокойно вышел из лагеря. Пришел в костёл, поговорил с ксендзом. Тот его к подпольщикам. Они его вывели из города и переправили к партизанам в лес. А те, как на грех, оказались из Армии Крайовой и сбагрили его быстренько к своим супостатам из Армии Людовой. "Красные" партизаны переправили его дальше, к советским партизанам. И уже оттуда самолетом, Баранчикова переправили к своим. Пришел он в полк и описал все свои приключения в докладной для строевого отдела. Но в такую фантастическую историю мало кто поверил и летать ему не дали. А в 46 году отчислили его из полка и далее следы его затерялись. Наверное, не договорил он что-то особистам. Дальнейшая его военная судьба покрыта мраком. В 1948 г., согласно книге памяти Астраханской области, Ю.С. Баранчиков приговорен военным трибуналом Астраханского гарнизона по статье "измена Родине" к 25 годам заключения. В 1954 г. срок был уменьшен до 10 лет. В 1962 г. Ю.С. Баранчиков полностью реабилитирован. К 40-летию Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.

О судьбе М.В. Гаванского известно тоже немного. Можно предположить, что он тоже попал в плен, но был освобожден. Впоследствии воевал в 333-м гвардейском стрелковом полку 117-й гвардейской стрелковой дивизии в должности помощника командира взвода разведки. Погиб 24.03.1945 г, похоронен в Германии.

Через много лет после войны эта история продолжилась. В 1981 г. поисковики из клуба подводного плавания "Риф" (г. Воронеж) изучив как доступные документы, так и рассказы местно населения, обследовали дно озера Вялье - Стречно и нашли все три самолета. Причем один в относительно хорошем состоянии. Подготовка к подъему затянулась - только в 1991 г. удалось один ИЛ-2 достать со дна. Как потом выяснилось этот самолет принадлежал гвардии мл. лейтенанту С.И. Потапову. Не буду пересказывать захватывающую историю подъема штурмовика - ее подробно описал В.Н. Латарцев, главный вдохновитель это мероприятия. Пожалуй, стоит только добавить, что поднятый и отреставрированный ИЛ-2 в результате оказался в экспозиции Смитсоновского аэрокосмического музея в г. Вашингтон, США, с фальшивой военной легендой и с фальшивой историей обнаружения и подъёма.(сохраненная копия)

Поднятый со дна озера Стречно ИЛ-2

Поднятый со дна озера Стречно ИЛ-2, 1991 г. https://trizna.ru/forum Фотография сделана в ангаре реставрационного завода Национального музея воздухоплавания и астронавтики, Вашингтон, США

Фотография сделана в ангаре реставрационного завода Национального музея воздухоплавания и астронавтики, Вашингтон, США https://trizna.ru/forum.

Через много лет после войны бывший летчик 15-го гвардейского штурмового авиационного полка В.Г. Аверьянов, лично знавший большинство участников вышеописанных событий, в интервью А. Драпкину вспомнил об этом происшествии:

Даже у такого аса (речь о Кунгурцеве) бывали проколы. Однажды он с группой заблудился над своей территорией, и они сели на озеро. Самолеты не поломали, все нормально обошлось. Для Кунгурцева, действительно, обошлось, а для других это происшествие поломало всю жизнь.


КРАТКИЕ БИОГРАФИИ УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЙ

Неколюк Яков Демьянович - гвардии младший сержант, воздушный стрелок 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1919 г. в Одесской области. Входил в состав экипажа гвардии младшего лейтенанта С.И. Потапова. Числился "не вернувшимся с боевого задания" ("пропавшим без вести") из района оз. Стречно с 15 января 1944 г. Попал в плен "на Лужском озере" 18.01.1944, освобожден из плена 16.02.1945 г.

Кузнецов Алексей Михайлович - гвардии младший сержант, воздушный стрелок ИЛ-2 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1922 г. в Ростовской области. Входил в состав экипажа гвардии младшего лейтенанта Г.В. Иванова. Числится "не вернувшимся с боевого задания" ("пропавшим без вести") из района оз. Стречно с 15 января 1944 г. Дельнейшую судьбу пока установить не удалось.

Баранчиков Юрий Сергеевич - сержант, летчик ИЛ-2 999-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1922 г. в с. Мостовое Мостовского района Краснодарского края. Награжден медалью "За оборону Ленинграда". Числится "не вернувшимся с боевого задания" ("пропавшим без вести") с 15 (16) января 1944 г. Вернулся в свою часть. В 1948 г. приговорен военным трибуналом Астраханского гарнизона по статье "Измена Родине" к 25 годам заключения. В 1962 г. полностью реабилитирован. Награжден орденом Отечественной войны II степени (1985).

Гованский Михаил Владимирович - старший сержант, воздушный стрелок ИЛ-2 999-го штурмового авиаполка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1921 г. в г. Енисейск Красноярского края. Награжден медалями "За отвагу", "За оборону Ленинграда". Согласно данным наградного листа (медаль "За отвагу") с 22 июля по 18 августа 1943 г. совершил 19 боевых вылетов. Входил в состав экипажа сержанта Ю.С. Баранчикова. Числится "не вернувшимся с боевого задания" ("пропавшим без вести") из района оз. Стречно с 15 (16) января 1944 г.

В.П. Емельянов

В.П. Емельянов

Емельянов Василий Прокопьевич - в начале 1944 г. гвардии капитан, штурман 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1919 г. в деревне Старчики Тамбовского района Тамбовской области. Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. Награжден медалью "За оборону Ленинграда" (1943), орденами "Красной звезды" (1941), 3 орденами "Красного Знамени" (1943, 2 в 1944), "Орденом Отечественной войны I степени (1944). В звании гвардии майора погиб в Восточной Пруссии в районе города Голдап (ныне территория Польши) 04.11.1944 г.

С.И. Потапов

С.И. Потапов

Потапов Сергей Иванович - в начале 1944 г. гвардии младший лейтенант, летчик 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1920 г. в селе Слободка Козельского уезда Калужской губернии. Участник Великой Отечественной войны с июля 1943 г. Награжден медалями "За оборону Ленинграда" (1943), "За боевые заслуги" (1950), "За победу над Германией" (1945), "Орденом Ленина" (1945), тремя орденами "Красного знамени (все в 1944 г.), "Орденом Александра Невского", орденами Отечественной войны I и II степени (1945, 1985). Герой Советского Союза (1945). Уволен в запас в звании полковника в 1957 г., умер в г. Одесса 20.12.1990 г.http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=10996

Е.М. Кунгурцев

Е.М. Кунгурцев

Кунгурцев Евгений Максимович - вначале 1944 г. гвардии младший лейтенант, летчик 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился 3 октября 1921 года в Удмуртии в городе Ижевске. Участник Великой Отечественной войны с 1941 г., с 1943 г. - пилот штурмовой авиации. К середине февраля 1945 года совершил 210 боевых вылетов на разведку и штурмовку, нанеся противнику значительный урон; в воздушном бою сбил вражеский самолёт. Дважды Герой Советского Союза (обе награды в 1945 г.). Также награжден медалью "За оборону Ленинграда" (1943), двумя орденами Красной Звезды" (1943, 1956), четырьмя орденами Красного знамени (1943, два в 1944, 1968), орденом Александра Невского орденом Ленина (1945), Орденом Богдана Хмельницкого III степени (1945), .орден Отечественной войны I степени (1985) и другими наградами. С 1968 года был переведен в запас в звании генерал-майора авиации. Жил в городе Бердянске, где и скончался 11 мая 2000 года. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1240

Иванов Георгий Васильевич - гвардии младший лейтенант, летчик 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1918 г. в Смоленской области. Погиб 30.01.1944 г. при посадке на аэродроме в Ропше, похоронен там же.

Артеменко Василий Иванович - гвардии сержант воздушный стрелок ИЛ-2 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1922 г. в селе Илек-Кошары Краснояружского района Курской области. На фронтах Великой Отечественной войны с 1943 г. Награжден медалями "За оборону Ленинграда", "За отвагу" (1943), орденом Отечественной войны I степени, орденом Красного Знамени (1944). Входил в экипаж Е.М. Кунгурцева. Не вернулся с боевого задания 17.10.1944 г.

Ситников Алексей Андреевич - гвардии старший сержант, воздушный стрелок ИЛ-2 15-го гвардейского штурмового авиационного Невского полка 277-й штурмовой авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. Родился в 1919 г., до призыва в РККА проживал в воронежской области. Участник Великой Отечественной войны с февраля 1943 г. По данным наградного листа с 11.02.1943 по 8.05.1945 г. совершил 143 боевых вылета. Входил в экипажи Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта Ю.В. Чибисова, Героя Советского Союза гвардии капитана А.Н. Манохина, командира полка гвардии майора И.Т. Фефилова и капитана В.П. Емельянова. Награжден медалями "За отвагу" (1943), "За оборону Ленинграда" (1943), "За победу над Германией" (1945), орденами "Красного знамени" (1944) и "Красной звезды" (1945).


ССЫЛКИ

1. "Память народа" 1941-1945 (https://pamyat-naroda.ru 2. В.Н. Латарцев. "Озеро Вялье-Стречно ИЛ-2. История давняя, но небезинтересная", "Подъем ИЛ-2 Вялье-Стречно" и др. материалы https://trizna.ru/forum

3. "Открытый список": информация о людях, репрессированных государством по политическим мотивам в период с октября 1917-го по 1991 гг. (https://ru.openlist.wiki).

4. Судьба экипажа Ил-2 N 3019100. Эпизод Второй Мировой войны (найдено в архивах)... https://sturmvoge1.livejournal.com/9977.html.

5. Восспоминания В.Г. Аверьянова https://iremember.ru/memoirs/letchiki-shturmoviki/gss-averyanov-valentin-grigorevich-letchik-shturmovika-il-2/


Виктор Ток 2019