У югу и поселка Дружная горка в первой половине XX века действовала сеть узкоколейных железных дорог.
Построена она была для нужд АО стекольного производства И. Ритинг, в 1903 году.
Стекольный завод основал Иоганн-Фридрих Ритинг еще начале XIX века. Он купил земли у инспекторш Воспитательного общества благородных девиц Елизаветы Ивановны и Каролины Ивановны Зильберейзен в селе Спасское Орлинской мызы, ныне п. Дружная Горка. Выбор места был обусловлен наличием песка и торфа, необходимых для производства стекла. Завод начал работу в 18 мая 1801 года, но импульс его развитию придал внук основателя завода Иван (Иоанн-Карл) Ефимович Ритинг (04.01.1835 - 1924), купец, владелец завода с 1855 года.
1897 г. - на базе завода "Дружная Горка" создано АО стекольного производства И. Ритинг. Основной капитал АО составлял 1.000.000 рублей. Годовой оборот завода - 900.000 рублей.
Потомок древнего немецкого рода, Иван Ритинг строил завод будущего. Для рабочих были построены добротные дома. Была столовая, аптека, тетр, кирха, баня. Ну, и для полного торжества немецкого духа был введен почти сухой закон.
Ритинги много делали для рабочих и мастеров. Например жена основателя завода Мария Петровна запиана в метричемкой книге церкви деревни Орлино крестной матерью ребенка мастерового.
В конце XIX века завод занял лидирующие позиции на российском и даже мировом рынке. 1900 г. - на Всемирной выставке в Париже заводу "Дружная Горка" присуждена высшая награда - Золотая медаль. Завод стал поставщиком императорского двора.
Завод производил флаконы для парфюмерной промышленности, сложные изделия для химических лабораторий и другие сорта специального стекла.
Счет "Общества стеклянного производства И. Ритинг" (Санкт-Петербург), из коллекции счетов, расписок, накладных саратовского общества естествоиспытателей Саратовскому обществу естествоиспытателей и любителей естествознания на 23 р. 40 копеек за отправленные по железной дороге материалы - 5 цилиндров с притертыми пробками для препаратов.
Завод расширялся и возникла потребности в топливе. Ближайшие болота не могли дать столько торфа, и надо было организовать доставку из множественных болот к югу от завода.
1901-1913 годах Ритинг арендует на 60 лет участки на Чащинском болоте для добычи торфа. С князем Ф.Л.Сан-Витгенштейном он заключает договор о сдаче в аренду части своего майоративного имения "Дружноселье" на 36 лет под строительство узкоколейки.
Трасса длинною 10 км, прошла немного восточнее исторического Ивангородского тракта.
В районе бывшего пограничного перехода Швеции и России Осиновая горка был построен поселок торфодобытчиков Старое Болото или Чащенский Мох. Они же бараки Новый Поселок
Тут же было построено депо для ремонта и обслуживание подвижного состава и локомотивов. В настоящее время еще можно увидеть его развалины.
Кроме дороги к торфоразработкам была проложена ветка до ж.д. станци Дивенская с двумя ответвлениями, для доставки сырья и отгрузки готовой продукции, а так же еще одна ветка на восток в сторну Мама-камня видимо для заготовки дров и досок, для упаковки продукции.
Завод был отнят у владельца 20 февраля 1918 года, но продолжил работу в советский период. Выпускал специальные виды стекла, впервые в СССР освоил выпуск стекловаты. Продолжал снабжать двор нового "нового царя".
Еще до войны была разобрана ветка в сторону Мама-камня. Она показана на карте 1932 года, но в 1941 и 1942 числится как разобранная.
Завод работал и при немцах.
Узкоколейные дороги утратили значение, когда 1 июня 1960 г., до завода была проложена дорога широкой колеи, а печи завода в 1962 году переведены на мазут.
Дорогу разобрали на металлолом. Остались только внутризаводские подъездные пути.
За это время болота были перекопаны на десяток километров к югу от Большого Болота.
На карте 1982 года ж.д. показана как лесная просека.
Уже в конце 60-х, когда я там оказался впервые, почти все рельсы и шпалы были убраны. В 60-80-х годах, по бывшей насыпи можно было проехать на велосипеде, но в последнее время тропа заросла, рухнувший мост через реку Ракитинка делает поход по трассе УЖД проблематичным.
Поселок Старое Болото был разрушен, но в данный момент на его месте есть несколько охотничьих домиков.
До сих пор на насыпи сохранилось несколько километровых столбов. Остатки рельс можно встретить в Старом Болоте. Мною замечены только рельсы советских времен - в частности 1930-го года.
УЖД завода в Дружной Горке не стоит путать с ж.д. широкой колеи Веймарн - Чудово - Тихвин, которая пересекала трассу УЖД. В месте пересечения был построен мост, причем Дорога Веймарн - Чудово шла по мосту над трассой УЖД.
Про дорогу Веймарн - Чудово есть отдельный рассказ.
Завод дожил до наших дней, но он скорее мертв чем жив. Большинство цехов превратились в руины. Судя по каледнарям оставшимся на стенах заброшенных зданий, все рухнуло в 2006 году.
От Старого болота не сложно пройти до деревни Чаща по трассе Ивангородского тракта. Неплохая дорога со следами асфальтоподобного покрытия идет от Старого болота к Ширскому озеру. В 1970-е, стекольный завод улучшал эти дороги, засыпая лужи отходами стекла и бракованными изделиями. В основном это было толстое белое непрозрачное техническое стекло, видимо кварцевое. Шины машин оно не прокалывало, ну а на велосипеде - как повезет.
Прогулка по бывшим насыпям ж.д. веток по болоту южнее Старого Болота к баракам Сахалин, Голодай, Тупик затруднительна. Местность поросла кустами и труднопроходима.
Про УЖД есть отличная статья на сайте УЖД северо-запада. Про историю завода можно прочитать на сайте п. Дружная горка. Еще есть сайт завода
Фотографии завода и поселка я собрал здесь.
Найденную в интернете информацию я собрал здесьСпасибо Виктору Току и Андрею Степанову за информацию найденную в интернете.
Александр Симо
июль 2018