Железная дорога Веймарн - Чудово - Будогощь - Тихвин, одна из самых таинственных на просторах России. Сразу стоит отметить, что построена она в целом никогда не была. Реально работал, и работает до сих пор участок от Будогощи до Тихвина. Про остальные участки мало что известно. Долгие годы про дорогу вообще не было информации. Только ее трасса, обозначенная на картах как строящаяся, да остатки мостовых сооружений говорили, что что-то тут было. Однако настали времена Интернета, и частички знаний удалось собрать, воедино. Пока много чего еще не известно, но общая картина проясняется.
До WWII советские военные приняли решение строить военно-морскую базу "Ручьи" на Балтийском море, к северо-востоку от нынешней стройки порта в Усть-Луге. Про базу Ручьи есть рассказ сохраненная копия и еще один с большим количесвом фотографий сохраненная копия
Туда хотели перевести флот из Кронштата. База в Лужской губе более приближена к будущим военным действиям, и ее существенно легче снабжать, чем островной Кронштадт.
Стройка началась в 1937 году велась силами НКВД, т.е. с использованием заключенных ГУЛАГа, а именно Лужлага. В 1938 году на стройке работали более 65000 человек.
Стройка получила название Комсомольск-на-Балтике. Это для пропаганды и газет. В документах НКВД это была "Стройка N200". А база ВМС называлась "Ручьи". Интересно, что стройкой 201 был Комсомольск-на-Амуре. Видимо утвердили одним махом пачку комсомольских город-садов. Строить только города будущего отправили заключенных.
Для снабжения базы, а также войск, которые по плану были должны воевать с Эстонией, было принято решение о постройке отдельной железной дороги. Строили ее в условиях повышенной секретности, в обход населенных пунктов. (карты трассы дороги) Станции были не привязаны к деревням, и часто носили отвлеченные названия. Такая трасса позволяла, не только сохранить стройку в секрете, но и усложнить наблюдение предполагаемыми шпионами за перевозками по таковой. С секретностью удалось преуспеть. Немцы узнали о дороге, только когда фронт к ней приблизился вплотную.
Даже на советских топографических картах дорога не всегда была отмечена, хотя есть карта 1941 года, на которой трасса нанесена, как строящаяся. Стройка ж.д. велась силами вольнонаемных, во всяком случае нет данных о привлечении заключенных. Кодовое название "Строительство No75 НКПС" Увы, секретность оставляет мало надежд увидеть фотографии стройки. Официальные фото осели в секретных архивах, а частная попытка фотолюбителя снять военный мост почти наверняка окончилась бы расстрелом.
Одновременно ходила версия, а может умышленная дезинформация, что строится рокадная железная дорога для снабжения войск на случай войны с Финляндией. Такие дороги принято строить вдоль реальной, или предполагаемой линии фронта. В реальности так оно и случилось. Участок Дивенская - Чудово для этих целей использовали немцы, а участок Будогощь Тихвин - советские войска, но довоенные планы никак не рассматривали такое положение фронта. Это подразумевало бы, что финны взяли Петербург, Гатчину, Павловск. За такие идеи, как упаднические, можно было расплатиться жизнью. Зато приувеличивать опасность финнской интервенции было принято, в пропаганде тех лет.
Кстати в то же время, восстановили участок дороги Псков - Гдов - Нарва, перенаправив ее в Веймарн в обход территории Эстонии. Вот это была настоящая рокадная дорога, для осуществления военных планов тех времен - вдоль границы с Эстонией.
Про планы строительства есть статья, написанная в научном стиле. Автор Половцев Н.Н.
Стоит еще отметить, что к дороге Веймарн - Тихвин, надо добавить небольшой кусочек до станции Стахановка, непосредственно примыкающий к потру.
Участок Веймарн - Котлы была построен в 1926 году, задолго до стройки 200.
Реальность внесла коррективы. Стройка опоздала, и Балтийские страны сдались без боя много раньше ее завершения. Теперь значение стали иметь порты Лиепаи (Либавы) и Таллинна. Однако проект 200 не был закрыт. База стала числиться как тыловая. Продолжалась и стройка дороги.
Официально ж.д. Веймарн - Тихвин сдавалась в эксплуатацию еще в 1940 году, но верить этому нет оснований. В СССР часто объявляли о сдаче объекта в эксплуатацию, когда он был совершенно не готов. Это было, во всяком случае, безопасней, чем заявить о срыве сроков.
На современном сайте Октябрьской ж.д. дорога числится сданной в эксплуатацию в 1941 году, и в том же году из эксплуатации выведенной.
Дорога нарисована как действующая на карте Ленинградской железной дороги 1943 года, хотя в 43 году, карта была скорее мечтой о будущем или прошлом.
К началу войны была отсыпана насыпь почти по всей длине. Построены быки мостов. Во время этих строек, на части отсыпанной трассы были положены пути, и осуществлялось движение рабочих поездов, необходимых для стройки.
Выводы на сайте Дмитрия Зиновьева, исследовавшего эту тему в целом те же.
На участке Веймарн - Дивенская, до сдачи в эксплуатацию было далеко. Где-то колея была уложена, но мосты не достроены.
Участок Дивенская - Чудово продвинулся дальше. Во всяком случае, немцы его отметили как действующий, но требующий большого ремонта. На этом участке был большой мост через Оредеж, от которого до сих пор остались быки. Нет никаких доказательств, что на быки были положены фермы моста, однако быки находятся в разрушенном состоянии, и скорее всего были взорваны при отступлении Советских войск. О том, кто взорвал их нет документов, но есть документы о взрыве моста в поселке Оредеж силами 110 полка НКВД. Логично что та же судьба постигла мост ж.д. Дивенская - Чудово. Собственно была взорвана и военно-морская база "Ручьи" на финском заливе.
Участок Чудово - Будогощь усиленно строили со стороны Будогощи. Осуществлялось интенсивное движение рабочих поездов. Однако сложные мостовые переходы через Оскую и Волхов тоже достроены не были. Металл был дефицитом, не то, что даровая рабочая сила.
На немецких картах ж.д. показана достроенной, до Грузино, а вовсе не до строящихся мостов. Вероятно, что это не ошибка немцев, а реальная ветка ж.д. проложенная для снабжения стройки. О состоянии стройки на этом участке есть подробная статья на сайте УЖД Северо-Запада (Сохраненная копия).
Участок Будогощь - Тихвин был достроен. Когда это вопрос. По одним данным до оккупации этой территории немцами осенью 1941, по другим уже после завершения Тихвинской операции в весной 1942 года, когда трасса дороги была освобождена от немцев. О строительстве дороги в 1942 году есть воспоминаия в книге А. М. Крюкова "Пути и тревоги".
Рельсы клали зачастую в обход недостроенных мостов, лишь бы успеть побыстрее. На этом участке было достроено только два капитальных моста через реки Сясь и Пчевжа, но рабочее движение началось еще до завершения их строительства по временным деревянным мостам сбоку от строящихся капитальных.
В дальнейшем дорога успешно эксплуатировалась для снабжения войск, а потом сразу после прорыва блокады, вообще стала главным ходом Москва - Петербург. Больше года по ней даже ходила "Красная Стрела". Собственно, память об этом спасла дорогу от разборки в постсоветский период. Мало ли какие аварии и диверсии могут случиться. Стоит отметить, что как дорогу временно положили в 41-42, так она и лежит, обходя мимо недостроенные мосты. Скорость движения в наши дни не превышает 40 км/час. Состояние полотна не позволяет пустить по ней грузовой трафик, однако по прежнему раз в неделю ходит пассажирский поезд в виде тепловоза с одним вагоном. Планов реконструкции дороги нет.
Остальная часть недостроенной дороги досталась немцам.
Участок Веймарн - Дивенская, вероятно ни как не использовался, во всяком случае, этому нет никаких подтверждений, хотя на немецкой карте 1943 года участок от Дивенской до станции 46 км и платформы Лемовжа у д. Сосницы ж.д Волосово - Мшинская показан как действующий.
Еще на сайте Дмитрия Зиновьева" Паравоз ИС" есть воспоминания жительницы деревни Беседа Р.Н.Антоновой.В них говорится о высокой степени готовности дороги, но это относится к деревне расположенной недалеко от станции Веймарн, где начиналась дорога. Зато на отрезке Дивенская - Чудово было организовано движение. Уже в 1941 году на немецкой карте этот участак помечен как рабочий. Постепенно, начиная от Дивенской немцы отремонтировали ж.д. Вначале до пересечения с ж.д. Павловск - Новгород, потом и дальше. Об этом в отдельной статье Виктора Тока.
По свидетельству местного жителя, немцы не стали восстанавливать мост через Оредеж, а построили новый, низкий деревянный мост, предположительно выше по течению. Там до сих пор из воды торчат догнивающие сваи. К этому мосту могут относиться металлические конструкции описанные поисковиками.
Точно не известно, но скорее всего немцы проложили дорогу европейского стандарта колеи 1435 мм. Перешиты были почти все железные дороги на оккупированной территории, в том числе дорога Гатчина - Луга, и скорее всего связанная с ней ветка на Чудово тоже была переделана, тем более перед войной отступающим советским войскам удалось разрушить полотно и увезти рельсы, хотя бы на части трассы.Перешивка колеи, кстати не столь трудоемкое дело. К концу войны колею научились перешивать с темпом 50 километров в день. По дороге немцы разъезжали на бронированной дрезине, охотясь на партизан. Партизаны взрывали мосты, которые немцам приходилось круглосуточно охранять.
На станции Игначевская, у д. Порожек партизаны взорвали бочки с бензином.
На эту железную дорогу наткнулась 2-ударная армия. Немцы заняли по ее насыпи оборону, и хорошо снабжались по ж.д. путям. Преодолеть эту преграду советским войскам в 1942 году не удалось.
Немецкий военный фотограф Георг Гундлах в 1942 году снимал в этих краях. Нет уверенности, но несколько его снимков скорее всего запечатлели ж.д. Веймарн - Чудово во времена сражений со 2-й ударной. На нескольких фото есть подпись - ж.д. Каменка - Тосно. Такой дороги не было, но если учесть, что Каменка была ближайшим местом к фронту, где мог безопасно жить фотограф, а дорога шла к реке Тосна, а насыпь дороги не успела зарасти травой, то по моему вероятность, что это именно та догрога очень велика. При отступлении в 1944 году немцы активно использовали эту ветку и она спасла многочисленную группировку от окружения. Об этом тоже в статье Виктора Тока.
Судьба дороги после войны опять же не известна. Про то, кто снял немецкие рельсы, куда их дел, кто разобрал мосты - нет никаких свидетельств.
Здесь можно посмотреть фото разных послевоенных лет, относящиеся к дороге.
Надеюсь, их удастся пополнить, фотографиями найденными в архивах.
Достоверно известно только то, что после войны на участке Веймарн - Будогощь не было никакого движения. В конце 1950-х на трассе не осталось ни рельс, ни малейших следов ж.д. станций и целых мостов. Кстати здания станций были построены. В частности известно про здание станции Дружная Горка у деревни Заозерье, которую немцы сожгли в 31 января 1944, вместе находившимися в ней ранеными советскими военными.
На отдельных участках по насыпи бывшей ж.д. были проложены участки узкоколейных дорог. В частности дорога Радофинниково - Конечки, шла по насыпи у деревни Конечки. По ней даже ходил регулярный пассажирский поезд Радофинниково - Конечки. В 1970-х она была разобрана, однако еще в 1983 году, В Конечках на не до конца разобранных рельсах, стояли вагонетки и мотовоз.
Может по этому, а может по тому, что проложенная при немцах колея 1435 мм уже российской колеи 1524 мм (5 футов), местное население считает, что дорога была узкоколейной, но это совершенно не верно. Дорога строилась широкой колеи, имела соединение с другими ширококолейными дорогами.
Так же не следует путать ж.д. Веймарн - Чудово с узкоколейными дорогами стекольного комбината в Дружной горке. Они были построены много раньше в 1901 году, и успешно проработали до 1960 года. Об этом есть отдельная статья.
Интересно, что после того как СССР в 1991 г. потерял Балтийские государства, была предпринята попытка возрождения базы ВМФ "Ручьи", однако усилия были тщетны. Вскоре деньги кончились и восстановление прекратили, зато построили порт в Усть-Луге. Были идеи восстановить дорогу Чудово - Веймарн, но победил более простой вариант реконструкции дороги Гатчина - Веймарн стоимостью в 12 млрд. рублей.
Современное состояние дороги можно посмотреть в отличном фото отчете Семена Шешева прошедшего ее по всей длине пешком. Про это у него есть рассказ и фотографии оставшихся строений.
В заключении хочу попросить тех, кто имеет любую информацию о дороге, фотографии разных лет, а то и папочку c проектом дороги, прислать ее мне, или опубликовать в Интернете.
Почта simo@abris-a.com
Александр Симо
июнь 2018